В канун 185-летия Керченского музея древностей во время крестного хода, 12 июня, в день Святой Троицы состоялось торжественное открытие и освящение мемориальной доски, посвященной давно утраченному главному православному храму нашего города.
На всех этапах процесса мемориализации деятельное участие в нем наряду с членами Союза монархистов принимали сотрудники историко-культурного заповедника — правопреемника музея-юбиляра. Их общими стараниями осуществлялась подготовка необходимой документации, работа над текстом, заказ на одном из предприятий Житомирской области доски из габбро и непосредственно ее установка. Инициаторы этой очередной акции по увековечению имен и событий керченской истории организовали сбор средств, в результате которого была накоплена необходимая сумма. И благодаря этим пожертвованиям, порой достаточно скромным, удалось изготовить доску, надеемся, достойную памяти единственного собора дореволюционной Керчи, заложенного в 1829 г. при участии епархиального архиепископа Гавриила и вчерне построенного в 1832 г. по проекту архитектора Л.И.Шарлемана.
К сооружению этого первого русского храма имел прямое отношение один из основателей нашего музея Иван Алексеевич Стемпковский, бывший, начиная с марта 1828 и до своей кончины в декабре 1832 года, Керчь-Еникальским градоначальником. Очевидно, в числе первых преставившихся в том году горожан он был отпет именно в этой церкви, прежде чем быть упокоенным на вершине горы Митридат. Другой керченский градоначальник Захар Семенович Херхеулидзе все годы своего правления добивался права переименовать церковь в собор, но произошло это только после его ухода, в 1853 г. Собор стараниями именитых горожан С.И.Штурбина и П.И.Каннуникова в 1849 и 1869 гг. обрел два предела во имя свт. Николая и свв. апп. Петра и Павла. Спустя семь лет после освящения храма, в 1842 г. по проекту А.Дигби была построена колокольня, реконструированная в начале XX века. К тому времени собор был самым большим храмом Керчи и имел приход, включавший в себя не только отдельные части города, но и ряд соседних населенных пунктов.
С этим храмом связаны имена многих других замечательных людей, либо крещенных в Свято-Троицком соборе или отпетых в приписанной к нему кладбищенской Свято-Афанасьевской церкви. Среди первых назовем имя Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого, будущего Святителя Луки, поэта Юрия Торопьяно, в числе других вспомним имена бывших градоначальников, генералов Платона Александровича Антоновича (1811—1883) и Митрофана Егоровича Колтовского, умершего в 1896 г.
В этой церкви венчались Захарий Херхеулидзе и Лидия Кушникова, ее посещали императоры Николай I и Александр II с супругой Марией Александровной, здесь бывали цесаревич Александр Александрович с цесаревной Марией Федоровной, великие князья Константин и Михаил Николаевичи и Владимир Александрович, чета Воронцовых — Михаил Семенович и Елизавета Ксаверьевна, другие высокопоставленные гости города.
Все, кто прибывал в Керчь или покидал ее по суше, непременно проезжали мимо этого достопримечательного сооружения.
В период Крымской войны, ставшей для Керчи периодом жесточайших испытаний, храм стал своеобразным центром, вокруг которого группировалось немногочисленное, не покинувшее город население. Их духовным пастырем и защитником, представителем их интересов перед местной оккупационной администрацией стал священник Троицкого собора отец Иоанн Кумпан. Его стараниями в храме была открыта приходская школа для оставшихся в городе детей. Поэтому не случайно, когда в конце века стал вопрос о памятнике в честь событий прошедшей несколько десятилетий назад войны, решено было в 1899 году сделать таким памятником построенную в 1845 г. в углу церковной ограды часовни и освятить ее в честь Святителя Николая Мирликийского.
Закрытый в 1931 году храм был разрушен в годы войны и снесен в последующем до основания. Очевидно, тогда же эта участь постигла и часовню-памятник. В результате в современном городе совершенно не осталось свидетельств подобного рода о Крымской войне, когда подвергшаяся в 1855—1856 гг. более чем 11-месячной оккупации англо-франко-турецкими войсками Керчь была разорена, разграблена, а ее население, спасаясь от вражеского нашествия, в большинстве своем покинуло город.
Появление на фасаде дома №27 по ул. Пирогова на месте бывших Св.-Троицкого собора и Николаевской часовни мемориальной доски, конечно, не восполнит эти утраты, однако, несомненно, будет служить памятью о существовавших здесь православных святынях.
Старший научный сотрудник Керченского историко-культурного заповедника В. Ф. Санжаровец.