khodakovsky (khodakovsky) wrote,
khodakovsky
khodakovsky

Categories:

Книга «Архиепископ Димитрий (в схиме Антоний) Абашидзе»

Попала в руки книга об архиепископе Таврическом Дмитрие (Абашидзе).

Протодиакон Василий Марущак. Архиепископ Димитрий (в схиме Антоний) Абашидзе. — Симферополь: Доля, 2005. — 319 с.: фото.

Приведу несколько цитат из нее о Керчи:

21 марта 1914 года владыка прибыл в Керчь, чтобы освятить церковь в честь Архангела Гавриила и свя­той великомученицы Варвары. Она была построена на территории городского кладбища на средства бла­гочестивого местного жителя Гавриила Яковлевича Цибульского. Благодаря его усилиям за один год был воздвигнут великолепный храм, под которым распо­лагалось 60 склепов, разделенных большими коридо­рами. В верхнем помещении храма был устроен фар­форовый иконостас; запрестольная икона Богоматери — точная копия из Киевского Владимирского собора (работы Васнецова). Освятив храм, владыка посетил Катерлезский Георгиевский монастырь и приют для детей-сирот. В новоустроенной тюремной церкви он увещевал и вразумлял находившихся там заключен­ных, проведя с ними продолжительную беседу. А на Керченском металлургическом заводе владыка обра­тил внимание администрации на убогую и запущен­ную часовню и выразил пожелание, чтобы для рабо­чих был устроен более благолепный дом молитвы. Затем он посетил прекрасный трехпрестольный храм при городской богадельне А. Золотарева, в которой содержалось 40 стариков.

Всенощное бдение архипастырь совершил в гимна­зическом храме. После службы он сказал учащимся проповедь, в которой призывал хранить свою веру, потеря которой ведет к утрате национальной самобытности. В качестве примера он привел события, толь­ко что происшедшие в Галицкой Руси. Там православ­ные русины, совращенные в католичество, поняли, что с потерей веры они потеряли свою идентичность и могут раствориться в среде чуждых народов, и реши­ли возвратиться в родное православие. Но это жела­ние встретило бешеный отпор со стороны австро-вен­герских и польских властей. Судебные преследова­ния и изощренные зверства, происшедшие в Мар-марош-Сигете, показали неуемную злобу папистов, ко­торым все же не удалось их сломить. Слушавшие про­поведь владыки плакали, когда он рассказал о жен­щине, которую истязали на дыбе, постоянно спраши­вая: «Оставишь православие?». А она, истекая кровью, шептала холодеющими устами: «Умру православ­ной ...».

Цитата, в которой черь идет о Первой Мировой войне:

В связи с военными действиями в западных облас­тях России возник вопрос о помощи беженцам. Множество измученного и обездоленного народа, лишив­шись нажитого годами имущества, бежало с охвачен­ной огнем войны родной земли. Без средств к суще­ствованию, наскоро прихватив лишь самое необходи­мое, люди устремились туда, где под мирным небом можно переждать ужасы войны. Среди беженцев, на­воднивших Таврическую губернию, было много духо­венства, оставившего некогда благоустроенные Вар­шавскую, Минскую, Литовскую, Гродненскую и Холмскую епархии. Святейший Синод и обер-прокурор поручили епархиальным архиереям учредить комите­ты, которые занимались бы обустройством беженцев, выделяя для них заранее подготовленные помещения, вплоть до закрытия духовных школ и поселения в них нуждающихся в крове.

Владыка Димитрий незамедлительно создал епар­хиальный комитет помощи беженцам, предоставил им здание Симферопольской греческой церковноприход­ской школы, выделил для первоочередных нужд ты­сячу рублей, а священникам предоставил приходы и всестороннюю помощь. Дети школьного возраста по­шли в крымские школы. В Керчи, на подворье жен­ского Катерлезского монастыря была открыта школа для девочек-беженок. Сначала заботу о школе при­нял на себя местный комитет помощи беженцам во главе с градоначальником, а затем игумения матушка Ксения приняла девочек под свою опеку. Заботами послушниц они были накормлены, обуты и одеты, мастерицы-монахини сами сшили им новые пальто и платья.

Самое интересное в этих цитатах — описание храма св. Архангела Гавриила и св. вмч. Варвары. Склепы, о которых говорится в цитате до сих пор существуют. К сожалению, за время советской власти и после разрушения храма, они были разграблены. Вот в таком состоянии они сейчас находятся:

20080202-20

Кстати, выше говорится о том, что в храме был фарфоровый иконостас. Это очень большая редкость. В новом храме св. архангела Гавриила тоже будет фарфоровый иконостас (сейчас он уже почти готов, но находится в Санкт-Петербурге). Пока же в церкви установлен временный иконостас:

20080202-09

Запрестольная икона Богоматери работы Васнецова, находившаяся в старом храме, сохранялась в Успенской церкви и была передана ее настоятелем, отцом Владимиром Краплиным, иерею Николаю Вандышеву, настоятелю новой церкви архангела Гавриила. Теперь она снова находится в алтаре Гаврииловского храма:

20080202-11

Tags: Церковь, изображения, храмы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments