khodakovsky (khodakovsky) wrote,
khodakovsky
khodakovsky

Category:

Керчь. Часть 5: Еникале

Оригинал взят у varandej в Керчь. Часть 5: Еникале


Керчь вытянута вдоль моря неправильной буквой "Г" (или скорее "F"), и только по прямой от Героевского (Эльтигена) на юге до Порта-Карыма на востоке 27 километров, а по улицам, местами через незастроенную местность - так и все 50, и конечно на этом пространстве за пределами Старого города у подножья Митридата не может не быть своих примечательных мест. В первой части я уже показывал Царский курган, в прошлой части - советскую Керчь, включая посёлок металлургического завода, а ещё восточнее, в преддверии Керченской переправы, когда-то стоял городок Еникале, выросший у огромной турецкой крепости и лишь в советское время включённый в состав Керчи. Собственно, кроме крепости ничего от него и не осталось - к её руинам сейчас и отправимся.

Я уже не раз сравнивал Еникале с Балаклавой: город-спутник в градоначальстве (коим Керчь была в 1821 года, а Севастополь - в 1872-го) с руинами старой крепости, к началу ХХ века превратившийся в рыбачье и курортное захолустье, а в советское время - в район соседнего города. Еникале в этом смысле особенно не повезло: если в Балаклаве, прославленной историческими событиями, русской классикой и неповторимым пейзажем, удивляешься, узнав, что она уже не самостоялеьный город, то в Еникале - пыльным районе на окраине Керчи, напротив, удивляешься тому, что отдельным городом (1,4 тыс. жителей в 1897 году) она когда-то была. Между тем, именно в Еникале была построена первая (и кажется единственная в 18-м веке) в русском Крыму Троицкая церковь (1797-99), изначально греческая и в явной традиции "украинского барокко":

1а.


Но вот дальше не задалось. Хотя градоначальство и называлось Керченско-Еникальским, крепость была упразднёна почти сразу после его учреждения, город представлял собой фактически деревню из несколькольких десятков домов, в 1921-м был понижен до села, в 1948 переименован в Сипягино и наконец в 1968 включён в состав Керчи, полностью в ней растворившись. Ещё в 1935-м снесли Троицкую церковь. Сейчас "на глаз" не определить даже границу города, а какие-то старые домики если и сохранились, то никак не выделяются в малоэтажной застройке. И лишь одна крепость стоит у самого синего моря:

2.


На башенке с квальерами, одном из символов Керчи, словно каждый кирпич отмечен клеймом "Турецкое!":

3.


Но башня - лишь малая часть Ени-Кале, занимающей тремя ярусами весь приморский склон - её размер примерно 400х200 метров, и при турках она вмещала гарнизон до 2000 человек. Сквозь крепость проходит железная дорога, а слева виденещё один бастион:

4.


Подробная история крепости рассказана здесь (и не только - текст гуляет по сети, первоисточника не знаю), причём рассказана очень взвешенно и добротно, я же перескажу лишь вкратце. Ени-Кале в переводе Новая крепость - "старой" была ещё генэузская Восперо, переименованная турками в Килиседжик ("Разрушенная церковь") и окончательно вывденная из строя в 1631 году запорожскими казаками. Но Османская империя тогда ещё была на пике могущества, Чёрное и Азовское море считала своим "озером", а Карши (Керчь) городом в тылу, поэтому казачьи набеги обычно держали Перекоп и Азов... взятый в 1696 году Петром I. В 1699-м к Керчи подошла первая в истории русская эскадра во главе с самим царём, провожая в Стамбул корабль с посольством, и хотя в последующие годы войны с турками Пётр I проиграл, всё же разорил Порту на строительство Новой крепости, которая должна была держать под прицелом Керченский пролив. Возведена она была всего за 3 года, как считается, французскими инженерами и чуть ли не учениками Вобана (не такое уж редкое сотрудничество - французы, например, строили туркам Хотин), руководил же работами и вовсе итальянец-мусульманин (!) Голоппо. В итоге, как часто бывает с мощнейшими крепостями, своим создателям она не помогла, в 1771 году была сдана русским войскам без боя (за что коменданту на родине отрубили голову), оставалась не у дел и в последующих войнах, в 1825-м была превращена в укреплённый госпиталь (таки отресливавшийся в 1855-м от англичан), а в 1880-е упразднена окончательно. Зато - прекрасно сохранилась:

5.


У крепости трое ворот, и те, у которых я сошёл с маршрутки - Керченские:

6.


Как я понимаю, верхняя линия была рассчитана на обстрел кораблей, держа под прицелом те участки фарватера, где им было сложнее всего маневрировать, а нижняя - против мелких и юрких казачьих лодок и самих казаков-"десантников".

7.


7а.


Начинаю подниматься за железную дорогу. Вдали - маяк на мысе Фонарь, самом западном в Крыму. Крепость представляет собой натуральную лестницу из нескольких "ступеней" - в теории выглядит неприступно, а на практике... не случайно её комендант, этнический абхаз Абаза-Мухаммед прежде успел сдать ещё и Измаил (речь, на всякий случай напомню, не о Суворовском штурме - тот был на двадцать лет позже).

8.


Внушительное здание между второй и первой ступенями - возможно, тот самый госпиталь, восстановленный после войны на старых стенах. Хорошо виден берег Таманского полуострова и выход из пролива в Азовское море:

9.


На самом верху - Джанкойские ворота, около которых стоял дворец паши (коменданта):

10.


На сухопутную оборону крепость явно была не очень-то рассчитана:

11.


Вид вдоль верхней стены, завершающейся самым большим бастионом. Вдали - Порт-Крым, белеет паром у причала:

12.


Пойдём по стене. Вид на нижние ярусы крепости, домики правее бастиона вроде бы остались от города Еникале:

13.


Бастион у Керченских ворот. А в юго-западном бастионе (на кадре №4) находилась крепостная подземная цистерна с запасом воды, в которой при фашистской оккупации некоторое время оборонялись советские партизаны:

14.


Железная дорога среди укреплений - её насыпью служит крепостной вал:

15.


Азовские ворота и ещё один бастион:

16.


Взгляд назад, в сторону Джанкойских ворот:

17.


С верхнего бастиона отличные виды на Порт-Крым и бывшее Сипягино, слева виден вокзал станции Крым, справа - переправа:

18.


Бывший город Еникале крупнее. Обратите внимание на очередь к переправе - но тут она раз в 20 меньше, чем на той стороне:

19.


Вокзал (1954) станции Крым, где пассажиров высаживают и аки школьную экскурсию ведут на паром:

20.


Солончак перед ним - на самом деле засолившийся и высохших рыборазводный пруд Керченского рыбкомбината. За комбинатом - грузовой состав на переправе, а ещё дальше мыс Фонарь - крайняя восточная точка Крыма. Хочется сказать "за ним - Азовское море", но Азову принадлежит и весь Керченский пролив:

21.


На мысу Еникальский маяк (1953), основанный в 1820-м году, но его старая башня была разрушена немецким снарядом в мае 1942 года, когда фашисты взяли город второй раз. Рядом с маяком - Шпиль, ещё один обелиск 1944 года, к которым в обоих крымских городах-героях уже успеваешь привыкнуть: поставлен осенью 1944 года в честь Керченско-Эльтигенского десанта, годом ранее освободившего Еникале и восточную оконечность полуострова, ставшую плацдармом для освобождения Керчи в апреле 1944-го. Ниже по склону посёлок Подмаячный с Казанской церковью, перестроенной из магазина:

22.


Левее - гора Хрони, высшая точка Керченского полуострова (190м). На её склоне есть античный некрополь вроде того, что на Херсонесе, да и стоял неподалёку город Зенонов Херсонес:

23.


Спускаюсь с бастиона:

24.


25.


26.


Азовские ворота в крепости самые красивые:

27.


28.


Снова иду у "противодесантной" стены к исходной точке, ловить маршрутку обратно в город:

29.


30.


Под стеной, как видите, ещё и набережная, похожая на самый нижний ярус укреплений. Народ купается, даже с яликов, при том что вода в Керченском проливе ощутимо грязная:

31.


Зато тут рай для шип-споттинга - движение чрезвычайно активное, я бы сравнил с движением поездов по Транссибу:

32.


Паромы - герои отдельного поста. Меня удивляет, как при такой интенсивной и по сути авральной работе обошлось за всё лето без серьёзных аварий.

33.


Напротив - Порт-Кавказ. Он ныне действительно порт - грузооборот 7,9 миллионов тонн, что втрое больше Керчи и чуть меньше всех крымских портов, вместе взятых. У причала видиен очередной паром:

34.


Напротив Еникале и центра Керчи - ещё не сам Таманский полуостров, а коса Чушка, грубовато-язвительное название которой как-то очень уместно в Краснодарском крае. Дальше - Таманский залив, а за заливом собственно Тамань, самая старая и красивая станица Кубани, как и Керчь, имеющая непрерывную историю в две с половиной тысячи лет - она была и античным полисом Гермонасса, и древнерусским городом Тмутаракань, и генуэзской факторией Таматарха. В 2009 там была та ещё глухомань, но с тех пор на другой стороне полуострова успели построить порт Тамань, уже превосходящий грузооборотом довоенный (речь, ясно, не о Великой Отечественной) Мариуполь, да раскрутить курорт - наверное, с тех пор она подрастеряла колорита.

35.


На косе - два маяка, Передний и Задний Чушкинские соответственно:

36.


Севернее над морем парит огромный белый храм - подворье Савва-Сторожевского монастыря (который в подмосковном Звенигороде):

37.


Всё-таки Керчь - даже и не совсем Крым. У неё есть свой полуостров, но и тот на задворках, а фасад обращён на Восток, и Таманский полуостров - исторические окрестности Керчи:

38.


Керчь - один из тех немногих городов, где полностью обособленных друг от друга крепостей больше одной. В следующей части - о Крепости Керчь, прикрывающей бухту южнее центра.

Керчь
Культурный слой. Курганы и музеи.
Митридат.
Старая Керчь.
Советская Керчь.
Две крепости. Ени-Кале.
Две крепости. Керчь.
Аджимушкайские каменоломни.
Булганакские грязевые вулканчики.
Керченская переправа.

Другие посты о Крыме и описание поездки.
Tags: Еникале, война, достопримечательности, древности, крепость Еникале, фото, храмы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments