khodakovsky (khodakovsky) wrote,
khodakovsky
khodakovsky

Categories:

Керчь. Часть 6: крепость Керчь

Оригинал взят у varandej в Керчь. Часть 6: крепость Керчь


Помимо показанной в прошлой части Ени-Кале, есть в Керчи ещё одна крепость на южной стороне бухты, одноимённая городу: менее известная и доступная, но гораздо более масштабная. Я бы сказал даже, что крепость Керчь, построенная Тотлебеном после Крымской войны - самая интересная из русских крепостей XIX века. Скажем так - я обошёл её где-то на 1/4, и сами видите, какого размера пост.

Если Ени-Кале прикрывала город с севера, то Керчь-Крепость (так её называют местные) - с юга, на остром мысу Ак-Бурун, самом узком (из-за перпендикулярной берегам косы Тузла) месте Керченского пролива. История её предельна проста: в 1770-е, когда основной крепостью была захваченная у турок Ени-Кале, не рассчитаная на удар с юга, здесь появилось вспомогательное укрепление, пережившее в итоге и саму Ени-Кале, и Крымскую войну. России по итогам последней было запрещено иметь крепости и флот на Чёрном море - но не запрещено на Азовском, к коему относился и Керченский пролив! Поэтому буквально в год окончания Крымской войны, когда доламывались укрепления Севастополя и сносились вполне годные ещё бастионы Ревеля и Риги на Балтике, на Белом мысу началось грандиозное строительство. Принята новая крепость была в 1867 году, окончательно достроена к 1872-му (после лишь перевооружалась), и за свою историю не сделала ни единого выстрела - на Чёрном море полвека не было крупных войн, а в 1909 морально устаревшая крепость была понижена до укреплённых военных складов, коими и оставалась до 1993 года. Дальше прошло десять лет запустения, но а в 2004-м, когда я был в Керчи первый раз, об этой крепости ещё не писали в путеводителях - я узнал о ней от музейщиков, говоривших, что она гораздо больше и интереснее Ени-Кале, но только-только начинает обустраиваться, однако я не успел в тот приезд ни туда, ни туда. В принципе фортификации второй половины 19 века я видел немало, будь то укрепления Киева (в 4 частях) или Кёнигсберга, Бобруйск, Каунас или Львов, и прямо сказать - отношусь к ней довольно спокойно и вижу её образцы почти одинаковыми: сложная, красивая с воздуха и непонятная на местности система всех этих казарм, бастионов, равелинов и люнетов из тёмно-красного кирпича, побитых немецкими пулями. В общем, поймав маршрутку до Керчь-Крепости, я ничего особенного увидеть не ожидал.

2.


Маршрутка привезла меня куда-то в "конец географии", мрачную промзону за Рыбным портом, где даже дорогу-то спросить было не у кого. На самом деле, забегая вперёд, скажу, что идти надо по бетонке с кадра выше, никуда не сворачивая, и довольно долго - от остановки до входа по прямой два километра. Я же сначала повернул и пошёл к берегу через колоритные трущобы - это так называемая Цементная Слободка:

3.


Вот и берег, грязная вода, в которой однако люди не брезгуют купаться. Впереди - Белый мыс (Ак-Бурун), на котором и стоит крепость. Не видите? Я тоже не видел...

4.


Зато с обратной стороны прекрасно виден Митридат, на который мы поднимались во второй части:

5.


Да и другие места на северной стороне бухты - например, Змеиный мыс с башней управления движением судов. А вот Ени-Кале не видна, скрытая за поворотом берега правее:

6.


Тихий керченский порт и пассажирский скоростной катер "Сочи" - на таком я преодолевал Керченскую переправу:

7.


Вид с окрестных холмов, во всю ширину пролива. За поворотом слева был бы Еникале, а справа белеет Порт-Кавказ на косе Чушка. Про штуковину на переднем плане я сразу подумал, что с её помощью исследуют дно для строительства моста через Керченский пролив - и как пояснил kvdm, это действительно так. Сейчас, по его словам, уже бурят скважины для опор.

8.


И это отнюдь не конец города (хотя, возможно, самый глухой район) - за Ак-Буруном будет ещё Камыш-Бурун и Героевское, куда я в этот раз я не доезжал, но многочисленные достопримечательности "на любителя" упоминал в конце позапрошлой части.

9.


Но где же, думал я, крепость?! Мне и в голову не приходило, что она уже впереди, вон под тем далёким "курганом". Вот набрёл на явные ров и вал, вид скорее древнерусский, чем тотлебенский:

10.


Он же с обратной стороны. Это передовое укрепление крепости, и я был морально готов к тому, что это окажется "всё":

11.


Впереди какие-то одинокие домики, хозяева которых выгоняли в поле коров, а за ними прекрасно видна крепость:

12.


В общем, кое-как, с плутаниями и вихляниями, я снова вышел на бетонную дорогу, и она привела меня ко входу в крепость. Надо сказать, склон по правую руку был буквально утыкан столиками с колючей проволокой, ничего хорошего не сулившими:

13.


На стенах - следы войны, самые жаркие бои в истории Керчь-Крепости были в 1942-м:

14.


Хотя крепость уже 11 лет как музей, вход в неё только с экскурсией, а регулярные экскурсии для всех желающих ещё и не каждый день. В принципе, логика в этом есть - дальше поймёте, почему: крепость столь огромна и многопланова, что в ней можно и заблудиться, и даже где-нибудь сгинуть. Из неё можно было бы сделать разве что что-нибудь вроде парка, как в хельсинской Суоменлинне, а целиком окультуренных крепостей такого масштаба я в бывшем СССР и не видел. Теоретически, надежду на благоустройства внушает строительство моста - как-никак, будет крепость будет первой достопримечательностью, которую видит турист, въезжая в Крым. Подробнейшее описание крепости есть здесь, а вот - её карта. Я вышел к капониру №12 Ак-Бурунского укрепления, правее которого нынешний главный вход:

15.


Скучающий сторож, передо мной развернувший машину с семейством, сказав, в какой день приезжать, мне таки провёл импровизированную экскурсию по музею в капонире:

16.


У входа - мемориальная доска Эдуарду Тотлебену и истлевшая до петаграммы советская звезда:

17.


Музей в мрачных казематах небольшой, но довольно информативный - схемы крепости и отдельных её укреплений, фотографии различных её построек, пули и боеприпасы:

17а.


В потолке - вентиляционная шахта:

18а.


За тяжёлой дверью - проход внутри вала:

18.


За капониром - настоящие ворота, причём я даже не понял, где начинается ведущая к ним снаружи дорога. У ворот нет своих названий, но в крепости нет и двух одинаково оформленных построек:

19.


Тот самый "курган" оказался центральным редюитом. Возвышаясь над всей крепостью, он служил и смотровым постом, с которого обозревался весь Керченский пролив от Чёрного до Азовского моря. Эту часть крепости вояки занимают и ныне:

20.


У края обрыва - крест, установленный уже при России в память о судах, когда-либо погибших в неспокойном Керченском проливе:

21.


Коса Тузла, где должен пройти мост через Керченский пролив... кстати говоря, уже не первый - мост тут уже был в 1944-м, и по нему даже возвращался с Ялтинской конференции Сталин, но вот дальше недостроенные и незащищённые опоры не выдержали ледохода. Тузла ещё до 2014-го года была спорной территорией России и Украины, и принадлежность её была вопросом совсем не идеологическим: фарвартер проходит между Тузлой и крымским берегом, а следовательно контроль над ней значил контроль над Керченским проливом. В 2003 году, увидев с российской стороны земляные работы, украинцы не на шутку задумались "отражать русскую агрессию", а Кучма срочно откупился от керчан строительство в городе троллейбуса. Каждый раз, глядя на Тузлу и вспоминая ту давнюю историю, я думаю об эффекте "самосбывающихся пророчеств".

21а.


Правее виден выход Керченского пролива в Чёрное море, а внизу - Приморское укрепление, самая старая часть крепости, в основе ещё 18 века, а нынешние постройки - конца 1850-х годов. На косе - батарея №1, под горой - казарма батареи №2 (лучше видна на вводном кадре), тут всё простое и грубое, строившееся в разорённой войной и униженной стране. За батарей виден мыс Такиль, разделяющий Азовское и Чёрное моря - до него порядка 20 километров, а на нём есть маяк и городище полиса Зефирий.

22.


В общем, я вышел за ворота и пошёл обратно. А потом углядел тропку, ведущую за столбы, давно лишившиеся колючей проволоки, и решил хотя бы посмотреть, куда она ведёт.  Тут оговорюсь, что я не любитель ходить туда, где проход запрещён - как минимум, в силу своей привычки к перестраховке и осторожности, но всё же иногда.... Я вышел к крепостному рву, за которым находилась сортия - проход сквозь вал. Причём вышел я не абы куда, а к единственной сортии с сохранившимися воротами 19 века:

23.


Что бы ни заглянуть вовнутрь?

23а.


Всё-таки выйду посмотреть на портал сортии с обратной стороны...

24.


А это что такое впереди? Эх была не была, а попадусь сторожу - чего-нибудь наплету!
В итоге я осмотрел только северный краешек крепости - Виленский люнет со вспомогательным валом. За кадром осталось сердце крепости Форт-Тотлебен с самыми мощными и живописными укреплениями; Минский люнет и Литовская батарея с другой её стороны; оставшаяся часть Ак-Бурунского и Приморское укрепление вблизи... В общем, дай бог четверть крепости.  Но даже это оказалось впечатляюще.

25.


Едва ли не самое сильное в Керчь-Крепости - её необъятность, большинство сооружений, которые я покажу дальше, не видны друг от друга:

26.


Я шёл на запад вдоль вала, периодически проходя по сортиям в ров и обратно, заглядывая в казематы, и прислушиваясь - нет ли шагов, окриков или собачьего лая, благо в крепости стоит поразительная тишина:

27.


28.


Ров - не столько преграда, сколько самостоятельный элемент обороны, этакий гигантский долговременный окоп:

29.


Казематы - не помню, к чему относились:

30.


Заброшенная хоббичья нора - так вот на чьей территории царские вояки крепость построили!

31.


Казематированная казарма - снаружи:

32.


И внутри:

32а.


В некоторых казармах остались дореволюционные надписи - в основном тексты присяги, но ни одну из них я не нашёл:

33.


Тут уже что-то советское:

34.


35.


Хотя вобще-то я в фортификации смыслю мало и большинство построек классифицировать не в состоянии:

36.


Может быть, котельная?

37.


Хотя вообще самое потрясающее в крепости даже не её пространство, а то, что вся эта грандиозная система не видна снаружи. Наверное, намётанный глаз военного командира или разведчика всё это сходу определит, но я как обычный турист даже не догадывался. И вот здесь на самом деле несколько построек и целый Форт Тотлебен - местная цитадель.

38.


Гордость крепости - мортирные батареи, здесь за каждыми воротами стояло по дальнобойному орудию:

39.


Ячейки мортир:

40.


Ещё одни ворота:

41.


Собственно Виленский люнет:

42.


И его пороховой погреб, состоящий из множества ячеек с толстыми стенами:

43.


44.


Вид с люнета на город:

45.


И можно было бы сходить, наверное, и в Форт-Тотлебен, вернее через него к морю, тем более отсутствие какой-либо охраны уже стало казаться очевидным. Но... темнело, мне невыносимо хотелось пить, да и мысли о том, "как же я из такой кучи фотографий пост сделаю?!" порой заставляют остановиться. Я решил выбираться, но обратно пришлось идти долго - практически до одной из сортий:

46.


Ещё хорошую подборку фотографий крепости приложил kvdm в комментариях.
А я вновь шёл по дну рва:

47.


В траве копошился ёж, вышел на дорожку и заметил меня, лишь ткнувшись носом в мой кроссовок, после чего окопался и навострил иглы:

48.


А за этими укреплениями обнаружилась тропинка наверх. В здешней грандиозности чувствуешь себя кем-то вроде того ежа:

49.


В колючке обнаружился проход, но сквозь колючку интереснее вид на Митридат:

50.


Ну а так как в Камыш-Бурун я не съездил, следующая часть будет на этот приезд последней, и в речь в ней пойдёт про два пригородных села - Аджимушкай с мрачными партизанскими катакомбами и Булганак с забавными грязевыми вулканчиками.

Керчь
Культурный слой. Курганы и музеи.
Митридат.
Старая Керчь.
Советская Керчь.
Две крепости. Ени-Кале.
Две крепости. Керчь.
Аджимушкай и Булганак.
Керченская переправа.

Другие посты о Крыме и описание поездки.
Tags: Керчь, Крымская война, война, достопримечательности, керченский музей, крепость Керчь, монархия, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments