khodakovsky (khodakovsky) wrote,
khodakovsky
khodakovsky

Крым. Мама Русская.

Оригинал взят у mu_pankratov в Крым. Мама Русская.
Все пишут про Крым... ну и я - дай думаю, тоже чаво нибудь провякую. "Есть ли жизнь на Марсе, нет ли..."(с), но староверцы проживают практически везде, но если честно, то в Крыму их ни так много. Есть небольшая община в Симферополе, молятся на дому и имеется община со своим храмом- в селе Мама Русская (нынче п. Курортное). Место ето- чуть севернее Керчи на Азовском море.Рядом с поселком расположено уникальное, знаменитое своей целебной грязью, озеро Чокрак.


Староверы, выбрали етот уголок, из-за плохой почвы... раз плохие земли, значит ни кого из анчихристовых слуг по близости- нет...


Церковь Рожества Пресвятыя Богородицы


В описании Крыма 1784 года, когда он только-только стал частью Российской империи, в одном из керченских кадылыков (так называлась тогда административная единица, нечто вроде нынешнего района) значилась деревушка Мамат. Понадобилось немного времени, чтобы ее название стали произносить по-новому — Мама, и под таким именем она уже проходит в ведомостях о казенных волостях 1829 года.
Вот неподалеку от нее, на самом берегу Азовского моря, и обосновались старообрядцы, причем до сих пор в рассказах старожилов проскальзывает упоминание, что «землю уступили татары», то есть с жителями Мамы, видимо, вели какие-то переговоры, связанные с возникновением нового поселения. А когда первые домики вытянулись вдоль берега, находящиеся рядом села получили по второму слову в названии, чтобы можно было отличать их друг от друга: Мама Русская и Мама Татарская, так они уже значатся в списке населенных мест Крыма 1864 года.



«Старообрядцы пришли с Поволжья, — рассказывает Ольга Усатова. — Рассказывают, что в первую очередь выстроили… баню — считали, что жить нужно в чистоте. Жили очень скромно, домики были совсем маленькие, что-то вроде полуземлянок, складывали их из небольших камней и скрепляли глиной, крыши делали из камыша. Внутри одна большая комната, перегороженная занавесками. И ничего, не жаловались на тесноту, хотя семьи были очень большие, детей по пять, семь, а то и десять. Места здесь безводные, так что не пахали и даже огородов не держали. В нескольких километрах отсюда была деревня Кез, вот там выращивали овощи и охотно меняли их на рыбу».



Община была замкнутой, жен и мужей искали в основном среди односельчан. «Мне бабушка рассказывала, что ее замуж отдали в 14 лет, — говорит Ольга Усатова. — Ее пришли сватать, а она в уголочке сидит, в куклы играет — вот такая невеста. А в 15 лет у нее уже дочка родилась».
Бабушки, последние члены старообрядческой общины, нынче жалуются на то, что уже многое забыто — от старинных песен, которые им пели в детстве, до подробностей незамысловатой здешней жизни в прошлом веке. Но вот начинают перебирать фамилии, вспоминать, кто из жителей кем кому приходится, кто из ранних поселенцев, а кто приехал позже — и кажется, что невидимыми ниточками опутано все село, что все его жители связаны одной общей историей Мамы Русской.
В этом селе до сих пор живут потомки первых поселенцев — Типаковых и Кабановых, еще помнят фамилию богача-старовера Дырина, который на свои деньги в начале прошлого века, в 1913 году, выстроил здесь настоящую каменную церковь, а до того молились в часовне. Была здесь в те времена и своя начальная школа, чем похвастать могло далеко не каждое большое крымское село, а в Маме Русской жило не больше 250 человек. Учить детей стремились здесь же, чтобы не отпускать на сторону, тем более считалось: чтения, письма и арифметики будущим рыбакам и многодетным мамам хватит за глаза…


Некоторые фото, взяты с сайта О. Хохлова "Старове.ру"


Из расказов стариков - Щедрым подарком благодетеля, выстроившего церковь, общине пользоваться довелось недолго. Село хоть и было на отшибе, но и сюда добралась советская власть, а вместе с ней воинствующий атеизм. В церкви устроили клуб, а позже, во время войны, когда в Маме Русской появились оккупанты, храм лишился крыши — ее содрали, чтобы прикрыть блиндажи. «Здесь рядышком старушка жила, тетя Ксения, так она смогла вынести и спрятать кое-какую церковную утварь у себя в доме, — вздыхает Ольга Александровна. — Евангелие старинное, разные украшения, икон много было…»
Вряд ли пожилые люди думали, что настанет время еще страшнее и безбожнее, чем то, которое уже пережили. У крымских староверов, живших в Маме Русской, всего-то богатства было — старинная церковная утварь, все, что удалось сохранить в войну. Но нашелся «предприимчивый» человек, лишивший маленький храм и этого достояния. Однажды сюда привезли отпевать умершего — он родился и жил здесь. Гроб сопровождали родственники и какие-то знакомые, среди которых были молодые люди из тех, кто стремится стать хозяином жизни и не очень разборчив в средствах. Скорее всего, кто-то из них и высмотрел старинные иконы, украшавшие храм. Однажды утром бабушки обнаружили сбитый замок и опустошенное помещение. Добрые люди помогли постепенно приобрести иконы, но уже, конечно, современные, а те — старинные, традиционного письма — сгинули безвозвратно.




Интересные фото 2000г. С.Никулина.
Старожил деревни- Ковалёв Иоанн Васильевич.


Коровки в море... как жеж они пьют то???


Мамская степь весной.

Кладбище...




Tags: Керчь, Церковь, заметки, храмы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments